22 Jul 2018 12:10


// Статьи //

Диагностика автомобиля с помощью осциллографа

Версия для печатиMetrel

Мастера, знакомые с методиками электрических проверок различных автомобильных узлов, знают, что при помощи осциллографа можно увидеть не только средние значения напряжения в измеряемых цепях, но и процесс изменения напряжения во время работы на выводах проверяемых узлов автомобиля. Данная информация предназначена помочь «чайникам» разобраться в некоторых тонкостях использования прибора, способного значительно расширить возможности диагностики и ремонта автомобиля. Но для начала определим, что представляет собой  осциллограф.
По ГОСТ 15094-69 можно выделить несколько типов осциллографов: универсальные, запоминающие, стробоскопические, скоростные и специальные.
Универсальные осциллографы предназначены для исследования гармонических и импульсных сигналов. С их помощью можно регистрировать однократные процессы, исследовать пачки импульсов, получать одновременно изображение двух сигналов на одной развертке, детально исследовать любую часть сложного сигнала и многое другое. Характерными примерами таких приборов являются осциллографы С1 различных моделей (С1-108, С1-127, С1-96, С1-94 и т.п.).
В стробоскопическом осциллографе используется принцип последовательного стробирования мгновенных значений сигнала для преобразования (сжатия) его спектра; при каждом повторении сигнала определяется мгновенное значение сигнала в одной точке. Примеры таких осциллографов – С7, СК7.
Скоростные осциллографы имеют трубки с вертикально отклоняющей системой типа "бегущей волны". Они характеризуются широкополосностью (1—5×109 Мгц) и большой скоростью записи. Это так же приборы типа С7, СК7.
Специальные осциллографы служат для исследования телевизионных или высоковольтных сигналов и т.п.
Запоминающие осциллографы основаны на применении трубок с памятью. В последнее время в них вводятся и вычислительные устройства, что еще более расширяет диапазон их применения. Иначе говоря, это цифровые осциллографы. Примеры - GW Instek серия GDS, Tektronix TDS, HDS.
Однако наибольшее применение в диагностике автомобилей получили именно универсальные осциллографы С1. Среди таких модель С1-101 – малогабаритный и экономичный прибор с возможностью питания от 12В.


Технические возможности осциллографа

У входной цепи осциллографа два выхода – положительный и отрицательный. Кроме того, подобно большинству современных измерительных приборов, входная цепь осциллографа дифференциальная, то есть обеспечивает развязку входных и питающих цепей прибора. Благодаря этой особенности можно смело подключать выводы прибора к любым точкам бортовой проводки, не заботясь о том, что если минус попал на плюс, то обязательно что-нибудь замкнет. Правда, некоторые автомобильные приборы могут иметь и другие типы входных цепей, которые не обеспечивают развязки входов от питающих цепей, например, для снижения себестоимости изделия. Но в любом случае, собираясь использовать прибор, необходимо знать об этой его особенности. Кроме того, стоит обратить внимание и на такую характеристику, как входное сопротивление осциллографа. В современных приборах оно обычно не менее 100 КОм или даже 1 Мом. Если же в описании нет этой характеристики, то осциллограф надо подключать строго по инструкции.
Особенно незаменим осциллограф для автомобилей со слаборазвитой самодиагностикой, зашитой в программу ЭБУ (если она вообще есть). Чем "глупее" ЭБУ, тем больший объем диагностических работ перекладывается на внешнее оборудование. Осциллограф - один из их числа. В отличие от самодиагностики ЭБУ он выявляет неисправности не только в системе управления автомобиля, но и поломки, не связанные с ней. Например, по сигналу датчика расхода воздуха (ДМРВ) работающего на холостом ходу двигателя можно обнаружить отклонение от нормы в ГРМ.
Еще одна важная для диагностики автомобиля характеристика осциллографа – частотность. Этот прибор может воспроизводить на экране форму быстро меняющихся сигналов. Для того, чтобы рассмотреть подавляющее большинство сигналов в системе управления двигателем, осциллограф должен работать в диапазоне от 0 до 10 кГц, если он не предназначен для работы с системой зажигания, и от 0 до 40 кГц, если в перечень сигналов, доступных к просмотру, входят сигналы зажигания.


Что выбрать – специализированный автомобильный или обычный осциллограф?

Выбор прибора, конечно же, зависит от Ваших задач. Для автосервиса лучше подойдет автомобильный, а для самостоятельной диагностики – обычный осциллограф. Специализированные автомобильные приборы имеют набор особых датчиков (высокое напряжение, разрежение, ток), позволяющих производить диагностику системы управления двигателем по любым параметрам. Однако и обычным универсальным осциллографом С1 можно с успехом пользоваться для проверки работы практически всех электрических цепей автомобиля.
 


Адрес: Санкт-Петербург, улица Лабутина дом 9

Телефон: (812)719-25-13